Многоликий Идол с Городища Старая Рязань: исторический факт-иллюстрация одного из способов замены Атрибутов языческой культуры христианской в период активной христианизации Древней Руси (начиная с конца IX века).

Многоликий Идол с Городища Старая Рязань: исторический факт одного из способов замены Атрибутов языческой культуры христианской в период активной христианизации Древней Руси (начиная с конца IX века). 


📙Историческая справка:


В 1878 году экспедицией Рязанской ученой архивной комиссии во главе с Селивановым А. В. в одной из землянок на месте спасского собора (Городище Старая Рязань) был обнаружен так называемый «Многоликий Идол». Эта находка заслуживает более широкой интерпретации и осмысления, в этнографическом ключе!

СтароРязанский идол . Фотография и прорисовка

НЕПОСРЕДСТВЕННО во время обнаружения Идол был закреплен к деревянному столбику, у основания которого учёные обнаружили фрагменты органических останков, интерпретируемых (и это логично — это же идол!) как жертвоприношения.


Идол представляет собой фрагмент (прим.50%) небольшой статуэтки, первоначально от трех до четрыёхликой.


По нашему скромному мнению допустимо считать, что лиц было от четырёх до шести. Вот почему: сохранилось 50% идола, то есть около половины. Соответственно: возможно, что «оборотная» сторона идола повторяла «лицевую», то есть при изготовлении использовался принцип зеркальности. (ГЛАВНОЕ: СОХРАНИЛОСЬ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЛИЦО и остатки двух боковых!). Гадать сколько было лиц: три или четыре, 5 или 6 (то есть, ставить окончательную точку) не есть научно правильно, но склоняемся больше к тому, что на данный АРТЕФАКТ СЛЕДУЕТ СМОТРЕТЬ С ПОЗИЦИИ… Композиции!😎 Не безосновательно Вероятно, что с обратной стороны форма повторялась — ведь Древним Художникам и Жрецам были свойственны чувства пропорций, ритма красок, композиции рисунка и скульптуры, вообще чувство прекрасного в целом! Особенного это нашло отражение в наскальной живописи (узнать больше о ней из авторитетной научной литературы можно в научно-популяризаторских работах исследователей Сибири и Урала, особенно: А.П. Деревянко ru.wikipedia.org/wiki/Деревянко,_Анатолий_Пантелеевич «Ожившие Древности» и работах Алексея Павловича Окладникова ru.wikipedia.org/wiki/Окладников,_Алексей_Павлович).

Эх! Вторую бы «половинку» обнаружить или найти!

В настоящее время идол экспонируется в Рязанском Историко-Архитектурном Музее-Заповеднике — РИАМЗ (Рязанский Кремль, город Рязань, Рязанская область, 62 регион РФ).

Многоликий Идол с Городища Старая Рязань
Многоликий Идол с Городища Старая Рязань

Разрушение землянки датируется ХII в. Датировка самого «Идола» неизвестна, но, очевидно, что он использовался и был создан ДО разрушения, следовательно, создание Артефакта логично датировать, как минимум, хотя бы серединой-концом XI — началомXII веков. Поскольку такие Атрибуты Культа изготавливались с расчетом на перспективу, чтобы люди посещали Капище из года в год. Место-то «намоленное»!


МЕСТО-ТО НАМОЛЕННОЕ: как происходила замена христианскими святилищами (церкви) языческих капищ (в контексте данного материала скульптуры).


На Примере Обнаружения Данного Идола НЕ ГДЕ-ТО В АБСТРАКТНОМ ПОЛЕ в «абстрактной степи», а под фундаментом христианского собора на городище Старая Рязань можно сказать следующее сто проценто точно: поскольку Идол обнаружен со следами жертвоприношений, следовательно, он на этом месте и находился в момент его застройки фундаментом храма, причём даже следы «жертвоприношений» были не бураны.  Именно сюда с приношениями приходили жрецы и обычные язычники, но чаще Ярлы, Волхвы и др. с Дарами от общины. Дары, зачастую, выражались в виде особым образом приготовленных злаковых культур, мяса животных, молока и других подношений, угощений для Бога, которым и олицетворялся Идол. А Бог (Божество) часто выражался в в виде произведения искусства, объёмной скульптурной композиции. Существовали Боги Стихий-Основ: Огня, Земли, Воды и Воздуха (Перун-громовержец, Небесный Пантеон — пример). Сопоставление Стихий с Визуальными образами и представлениях о стихии, ощущаемое на уровне эмоций находило отождествление в предметах Искусства: Идолах, Чурах, Капищах и других скульптурных композициях. Разумеется, в этом смысле мы рассматриваем христианские иконы — тоже с этой же стороны: как визуальные предметы культа, художественные образы, предметы искусства.


Христианские миссионеры много сделали для выставления Языческой Культуры невежественной и примитивной. Но так ли это на самом деле, сколько процентов правды в этом? Ведь каждый знает хотя бы как минимум несколько Артефактов, обнаруженных Археологами на территории Языческой Руси, датируемых дохристианской эпохой, явно говорящих о наличии высокого чувства Духовного искусства, духовного прежде всего, и ярко выраженного в произведениях искусства, огранке мечей, изобразительной традиции чего ни коснись: бытовых ли предметов или атрибутов обрядности. Откуда черпались эти образы? Из окружающей действительности, Сил и Явлений Природы.

Языческое Капище

В представлениях Язычников Бог — зачастую, это явление природы. А Идол — персонификация этого бога, воплощение в материальном облике. На самом деле, если копнуть глубже, мы видим, что никакой дикости в этом нет, напротив — это умно! Языческие Племена жили непосредственно в природе, без такой цивилизации как осовременные города. И вот по опыту участия в археологических экспедициях (Старорязанская Археологическая 2011, 2013-2016, Золотарёвская Археологическая с 2017) можем сказать: они мало что потеряли, разве интернета только не было.


Предки-Язычники жили непосредственно в экологичных условиях, в формате крупных деревень, поселений и городов. Беря в природе все в чём он нуждался: река — рыба и пр., дичь в лесах и полях, ягоды, пастбища, скотоводство и земледельчество) «Древний Человек» понимал, что Природа Сильнее Человека! Хотя бы потому что Человек: сам творение Природы. Вот сегодняшний HOMO SAPIENS, в большинстве своём, СЛАБО ЭТО ПОНИМАЕТ, ЧАЩЕ И ВООБЩЕ НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ («проживу 70 лет и «сдохну», а после меня хоть — потоп» — такое костное мышление масс, к сожалению, сформировалось). Всяческие эксперименты проводит: ядерные испытания, разливающиеся танкеры с нефтью, и так далее — каждый такой случай — это эко-катастрофА). Стихийные бедствия, например, в Японии несколько лет назад, постоянные землетрясения, тайфуны и цунами прекрасно доказывают насколько человек слаб и неподготовлен к природным катаклизмам и насколько они могущественнее: какую дамбу ни построй, как стену ни поставь. И чем вот чаще эксперименты с природой (вырубка лесов особенно!) — тем чаще в ответку катастрофы, ухудшение экологических условий жизни, в том числе содержания кислорода в «воздухе, которым мы дышим».


Недальновидны, костны и примитивны мысли учёных, сосредотачивающихся на христианской проблематике, отметающих Языческую Культуру как нечто малоценное, как проявление варварства и каких-то полудиких что ли взглядов на жизнь. Извольте, а откуда вы знаете? Вы жили тогда что ли? Приятно познакомиться! Меня Миша зовут=) Христианская проблематика, к слову, лишь «одно из» в контексте исследуемых вами же эпох=)


В Археологии это проявляется на уровне пренебрежения значимости некоторых Артефактов , обнаруживаемых в ходе археологических исследований,- языческих амулетов — особенно! Или изделий с языческой семантикой: перстни, украшения, оружие, бытовые изделия, например керамические изделия.


Итак, подведём Итог

Обнаружение Идола на Городище Старая Рязань именно под фундаментом церкви — ЯРКИЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК НА УРОВНЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТА ШЛА ЗАМЕНА ОДНИХ СИМВОЛОВ ДРУГИМИ: непосредственно на месте Языческого капища возводилась храмовая постройка.


Святилище восточных Славян. Тройко Леонид Васильевич. Рисунок выполнен на основе археологической реконструкции.
Святилище восточных Славян. Тройко Леонид Васильевич. Рисунок выполнен на основе археологической реконструкции.

Как это происходило:
На протяжении поколений формировались так называемые СВЯТЫЕ МЕСТА. Для христиан, например, таковым является Троице-Сергиева Лавра в городе Сергиев Посад (Московская Область). На эти места как особо почитаемые поколение за поколением приходили люди, это прививалось детства. Когда в целях усиления власти князь Владимир привлек на свою сторону христианских миссионеров, на местах былых капищ стали воздвигать Артибуты Новой Веры — Церкви — НУ КОНЕЧНО ЖЕ! И обнаружение Старорязанского Многоликого Идола — Тому Ещё одно подтверждение, и если смотреть шире- оно не исключительно, а скорее, частотно! Например, есть версия, что под храмом Василия Блаженнного на Красной Площади в Москве таким же образом сокрыто капище Перуна. Давайте не спорить! Подтвердить или опровергнуть данную гипотезу могут только археологические исследования прилегающей храмовой территории.

Сменялось 2-3 поколения, и люди с детства уже впитывали новые образы изначально (еще 2-3 поколения назад) чуждой религии. И так и прививалась новая вера, становившаяся потом новой «официальной» религией. В том числе так происходила замена на Руси языческой веры верой христианской. Поэтому-то так много языческих атрибутов содержится даже… в самой христианской обрядности, например красить яйца на Пасху: а это языческая традиция, называлось это «пИсанки»!  И много таких примеров можно привести, если пожелает читатель.


🦋

М.П. ЗАХАРОВ, СТАРКА Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция (орг) и Золотарёвская Археологическая Экспедиция (пресс-атташе), проект Перекресток цивилизаций — Золотаревское городище — пресс-атташе .

Сайт экспедиции www.STARKA.PRO



Читайте и 📙Другие наши материалы про Идолов🦋🗿

⋆ СТАРКА ⋆ Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

⋆ СТАРКА ⋆ Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

Ведут поиск инвестора на комплексные археологические и Этнографические (фольклор, сказы, народные говоры, легенды и Колдовство из Деревни) исследования местностей (это мало исследованные городища и селища России, особенно Тверской, Рязанской, Московской, и Пензенской областей!). Есть держатели открытых листов в любом регионе России.


Научные кураторы и консультанты экспедиции

  1. Доктор исторических наук БЕЛОРЫБКИН Г.Н. (Золотарёвская Археологическая Экспедиция, Пензенская область, профессор ПГУ — научный куратор)
  2. Команда научных сотрудников исследующих памятники мировых известности и значения: Синташта и Аркаим (комплекс памятников эпохи бронзы «Страна Городов», Урал, Челябинская область):  доктор исторических наук ЗДАНОВИЧ Г.Б.,  Александр Коновалов).
Команда научных сотрудников исследующих памятники мировых известности и значения: Синташта и Аркаим (комплекс памятников эпохи бронзы "Страна Городов", Урал, Челябинская область): доктор исторических наук ЗДАНОВИЧ Г.Б., Александр Коновалов).
Команда научных сотрудников исследующих памятники мировых известности и значения: Синташта и Аркаим (комплекс памятников эпохи бронзы «Страна Городов», Урал, Челябинская область): доктор исторических наук ЗДАНОВИЧ Г.Б., Александр Коновалов).

👍

🌍

🦋Благодарим ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ 🌟 НАШ ПРОЕКТ 🇷🇺 Городища России: МедиАТЛАС-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  на Планета.ру 🌍

Методика Археологических раскопок поселений (учебный фильм)

Городища России, Мира и СНГ: Уникальный проект ⋆СТАРКИ⋆ для людей!


Поддержать РАзвитие Общероссийской Этнографо-Археологической Экспедиции  ⋆СТАРКА ⋆
Сайт экспедиции www.STARKA.PRO
⋆ СТАРКА ⋆ Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция
⋆ СТАРКА ⋆ Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция

Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

вступайте в социальные сети проект, чтобы быть в теме обновлений!

Facebook YouTUBE ВКонтакте 

Многоликий Идол с Городища Старая Рязань: исторический факт-иллюстрация одного из способов замены Атрибутов языческой культуры христианской в период активной христианизации Древней Руси (начиная с конца IX века).: 5 комментариев

Обсуждение закрыто.