КАК Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., И.А.Семьян, И.В.Чечушков, А.В.Епимахов и П.Ф.Кузнецов выдают 2 КОЛЕСА за боевой транспорт?
Почему их «реконструкции» являются псевдонаучными?

текст: Александр Семененко, кандидат исторических наук. Специально для проекта Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

мы ВКонтакте I наш Instagram I группа в Facebook I Яндекс Дзен

  • Колесница — это запряжённая (взнузданными) тягловыми животными (быками или эквидами) , дышловая, снабжённая двумя (спицевыми или дисковыми) колёсами повозка с открытым (сзади) трёхбортным кузовом и/или перилами и/или специальной опорой/стойкой/поручнем, при этом бортики и/или кузов и/или перила и/или опора/стойка/поручень должны иметь высоту и прочность, достаточные для того, чтобы служить средством сохранения равновесия стоящего колесничего при движении и/или повороте/остановке колесницы.
псевдоКолесница Синташты-Аркаима

псевдоКолесница Синташты-Аркаима

Погребение может/должно быть охарактеризовано как колесничное только при обязательном наличии в нём достоверных остатков или чётко и однозначно фиксируемых следов наличия трёх главных элементов колесницы — пары колёс (со спицами или дисковых), открытого сзади для восхождения на колесницу возницы кузова и/или перил/стойки/поручня достаточной высоты и дышла.

При отсутствии в погребении (следов/остатков) деревянных элементов колесницы оно может быть охарактеризовано как колесничное при условии сохранения металлических деталей и обкладок деревянных элементов повозки (обода, оси, ступицы, спиц, кузова, перил, поручня, дышла, ярма).

псевдоКолесница Синташта-Аркаим

псевдоКолесница Синташта-Аркаим

Отсутствие Отсутствие (следов/остатков/деталей) борт(ик)ов и/или перил/поручня кузова в погребении является принципиальным обстоятельством, исключающим возможность идентификации его как колесничного с объективно-научной точки зрения. При отсутствии (следов/остатков/деталей) борт(ик)ов и/или перил/поручней кузова с абсолютно равнозначной вероятностью остатки/следы колёс со спицами и ступицей и оси могут считаться принадлежащими не (боевой/гоночной/ритуальной/статусной) колеснице, а двухколёсной повозке сидячего или лежачего типа.

псевдоАрийская колесница Аркаим

псевдоАрийская колесница Аркаим

Наличие в погребении только следов/остатков колёс и дышла с объективно-научной точки зрения не является достаточным критерием для идентификации транспортного средства как колесницы — без (деталей) бортов кузова или заменяющих их перил/стоек/опоры/поручня стоячей колесницы нет. Т.е. только следы/остатки колёс, оси и дышла могут интерпретироваться как свидетельство помещения в могильную яму безбортовой двухколёсной повозки или двухколёсной повозки с бортами/перилами, не являющейся колесницей.

Археология восточно-европейских и урало-казахстанских (лесо)степей эпохи бронзы не располагает никакими неопровержимыми либо достоверными данными о (символическом/временном) помещении носителями культур катакомбной культурно-исторической общности, потаповской, абашевской и срубных археологических культур и синташты-петровки-алакуля не просто двухколёсных повозок либо даже только пары колёс (на оси), а именно колесниц в свои погребения. Мы наблюдаем двойную системную подмену научных понятий в работах представителей данной школы археологов — псалии, колёсные ямки и следы оси/ступиц(ы) трактуются как колесничные, гипотетически реконструируемые на этом основании двухколёсные повозки — исключительно как колесницы (и это при отсутствии следов/остатков/деталей дышла и бортиков/перил/поручня кузова вообще!).

Устройство псевдоКолесницы

Устройство псевдоКолесницы

Предложенные нами уточнённое определение колесницы и понятие эталонного колесничного погребения показывают и доказывают, что ни одно из найденных на момент написания этого очерка погребений (лесо)степей Евразии бронзового века со следами (временного/символического) размещения в них колёс (на оси) не является колесничным.

Простая, но принципиально строгая научная объективность требует от учёных осторожности в суждениях, интерпретациях и реконструкциях при неимении досточно надёжных данных. Однако в работах представителей колесничной школы археологии (лесо)степей Восточной Европы, Приуралья и Казахстана эпохи бронзы мы видим нечто совершенно противоположное.

Вместо археологического факта фабрикуется псевдоархеологический (потому что не (достаточно достоверно) обоснованный научными данными) ментальный конструкт, который в дальнейшем используется как подлинный археологический факт.

Строение колесницы Синташта-Аркаим

Строение колесницы Синташта-Аркаим

Урало-Казахстанские реконструкторы–бронзовики и их восточно-европейские коллеги соревнуются в изобретении всё новых и новых моделей фантомных колесниц своих регионов бронзового века, переходя от графических чертежей и компьютерных реконструкций к их физическому воплощению.

Вся эта псевдонаучная псевдореконструкторская пирамида основывается на крайне ненадёжном и явно недостаточном для неё фундаменте (где колесница «воссоздаётся» по колесу, его отпечатку или псалию) и рассыпается при простом обращении к принципам научной объективности и достоверности данных.
Игнорируя и замалчивая объективную трудность в виде археологического факта отсутствия такого принципиального элемента колесницы как кузов или его функциональный заменитель (перила/стойка/поручень) высотой, достаточной для того, чтобы служить опорой стоящему вознице/колесничему, псевдореконструкторы вопреки азам научной объективности и достоверной доказательности «видят» и «реконструируют» «колесницу» там, где её нет.

КОлесница

КОлесница

Даже в эталонных древнекитайских, лчашенских и этрусских погребениях с двухколёсными повозками на конной тяге, не идущих ни в какое сравнение с откровенно убогими с колесничной точки зрения могильными ямами синташты-петровки-алакуля, выявление подлинных колесниц сопряжено с большими трудностями, поскольку важнейшим обстоятельством здесь является чёткая фиксация наличия/отсутствия достаточной высоты кузова/перил/поручня/стойки для опоры едущего в положении стоя возницы/колесничего.

Даже эталонные погребения с тремя чётко фиксируемыми принципиальными элементами колесницы — парой колёс на оси, кузовом/перилами и дышлом далеко не всегда могут быть охарактеризованы как подлинно колесничные, если в них недосточна высота кузова/перил и (при этом) нет поручня/стойки/опоры для стоящего возницы/колесничего. В таких случаях следует говорить не о стоячих колесницах, а о сидячих прогулочных/ритуальных/военно-транспортных/парадных двухколёсных повозках на конной тяге или лежачих двухколёсных платформах на конно-эквидной тяге для транспортировки мертвеца (в загробном мире).

книга "Эталон колесничного погребения" (Александр А. Семененко)

книга «Эталон колесничного погребения» (Александр А. Семененко)

Все эти моменты совершенно никак не учитываются сторонниками колесничной интерпретации погребений со всего лишь элементами колёс/оси/ступицы/днища в катакомбных и синташтинско-петровско-алакульских могильниках эпохи бронзы. Налицо крайне низкий уровень подобных построений с объективно-научной и методико-методологической точек зрения.

Удивительным является то, что десятки профессиональных археологов–бронзовиков–колесничников, включая и реконструкторов, на протяжении более четырёх десятилетий не соблюдают элементарные методологические правила археологической интерпретации и археологической реконструкции.

Без резкого качественного улучшения объективной фактологической базы — достоверно зафиксированных принципиальных элементов настоящей колесницы, позволяющей отличить её от повозки (речь идёт прежде всего о кузове или заменяющих его перилах/поручне/стойке/опоре для удержания равновесия стоящего колесничего при движении/поворотах/остановке транспортного средства) — вся эта грандиозная псевдонаучная конструкция восточно-европейской и урало-казахстанской (лесо)степной археологии бронзового века по-прежнему будет оставаться колоссом на глиняных ногах и фантомным пузырём, существование которого будет «доказываться» исключительно косвенными «аргументами» (такими как псалии с одинаковыми следами стёртости при использовании лошадей в упряжке стоячих и сидячих двухколёсных повозок, парное погребение лошадей рядом с каменным ящиком, оружие, недатируемые наскальные изображения других регионов и изображения на сосудах, необоснованно проводимые аналогии с другими культурами ) и верой и следованием авторитетам и/или историографической традиции и корпоративной/профессиональной солидарности.

Повозка Синташта Алакуль Аркаим Петровка

Повозка Синташта Алакуль Аркаим Петровка

Действительно зафиксированные в ряде погребений Синташты-Петровки-Алакуля и некоторых восточно-европейских археологических культур степной бронзы следы (временной/символической) установки колёс (на оси) объективно указывают лишь на то, что эти создатели этих могильников были знакомы с неизвестным(и) типом/типами двухколёсной повозки на конной тяге, которая использовалась не только воинами, но представителями других профессий и социальных прослоек/групп.

Достоверно доказательно и объективно она применялась как ритуально-обрядовый инструмент для транспортировки умершего в загробный мир. Любые другие функции — военная, (военно-)транспортная, парадно-прогулочная, статусная — лишь возможны, но недостаточно достоверно доказательно и объективно обоснованы.

Достоверно доказательно и объективно многие погребения Синташты-Петровки-Алакуля содержали лишь следы двух колёс (на оси), что позволяет обоснованно утверждать, что именно их — пару колёс (на оси) — и помещали в них (временно) с ритуально-символической целью.
Все выходящие за пределы этого очерченного вышеизложенными определениями круга «интерпретации», лжереконструкции и фантазийные построения относятся к сфере псевдонаучной псевдоколесничной псевдоархеологической псевдореконструкции и должны быть отброшены как псевдоисторический миф.

Текст — это заключение из книги : Семененко А. А. Лернейская гидра: псевдонаучная псевдоколесничная псевдоархеологическая псевдореконструкция СНГ и данные объективного исследования. — Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2021. — 608 с., 65 + 487 илл. — ISBN 978-5-6043336-4-8.

Понравился материал? Делитесь им с друзьями в соцсетях!

Поддержите развитие нашего проекта — и интересных публикаций станет больше!

Поддержите развитие нашего проекта — и интересных публикаций станет больше!