✍ Описание подготовил Археолог Михаил Захаров,

Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

Фото: Государственный Исторический Музей


На фото представлен кинжал 8-7 веков до нашей эры с навершием рукояти, декорированном в зооморфном стиле. Обнаружен в Кобанском могильнике в селе Верхний Кобан Терской области Владикавказского округа Российской Империи. Ныне этот населенный пункт относится к Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания.

Длина предмета: 38 см; ширина: 7 см  Выполнен из бронзы техникой литья.

Относится к Кобанской Археологической Культуре.

Кинжал из Кобанского могильника экспонируется в Государственном Историческом Музее города Москвы в зале №5 Экспозиции Главного здания. Инвентарный номер: Оп.Б 1703/732.


Навершие рукояти кинжала венчают две идентичных головы хищников (вероятно- горных красных волков), каждый из которых держит в пасти двухголового барана. Любопытной особенностью композиции является то, что каждый из баранов изображён с  головой как бы зеркально повторяющихся и в начале, и в окончании туловища, стилистически выполненных идентично.

Бронзовый Кинжал Кобанской Археологической Культуры с орнаментированной рукоятью, 8-7 (VIII-VII) века до н.э.

Почему именно — горных волков, а не каких-то иных хищников,- спросит читатель. Волки — и история показывает это на обширном, в том числе и фольклорном, материале (сказках, сказах, притчах, былинах, баснях и пр.) — заклятые враги домашнего скота, и, в особенности, овец. Конечно, для волков — бараны, овцы, козы и т.д. — это очень даже хорошие друзья, однако мелкий домашний скот взаимной симпатии к хищнику отнюдь не испытывает.

Горный Волк

Скотоводство, и, в особенности, овцеводство — испокон веков являлось одним из основных видов деятельности жителей горных районов Кавказа. И сегодня, в 21 веке, вы можете увидеть обширные отары овец, перегонямые пастухами (и их собаками) по зеленым взгорьям.

Овцы перемещаются довольно медленно, поэтому волку не составляет труда поймать упитанного барашка, отбившегося от стада.

Горные овцы и пастух: фото из открытых источников

Горные овцы и пастух: фото из открытых источников

Пастух в горах


Возвращаясь к кинжалу и рассматривая с этой бытовой точки зрения семантическую составляющую композиции рукояти, едва ли остаются сомнения в том, что живший в 8-7 веках до н.э. в горных районах Кавказа  создатель кинжала  изобразил именно волков, а не каких-то иных зверей или мифологических существ.


Таким образом, реалии скотоводческой жизни с высокой вероятностью и легли в основу оформления предмета. Сегодня едва ли удастся достоверно точно установить, носило ли оформление рукояти сакральный смысл. Быть может, таким образом автор-ремесленник попытался передать единство жизни и смерти, используя «повседневные» атрибуты? Или смысловая канва композиции имела обережное значение?

Уверен, что внимательное изучение народных сказаний горцев способно дать ключ к разгадке.

Горный Волк: иллюстрация из открытых источников

Горный Волк: иллюстрация из открытых источников

Лично у меня есть предположение, кажущееся мне более, или менее верным: данный кинжал, вероятно, предназначался специально для заклания и разделки овец  … В этом смысле строю догадку на совокупности признаков:

а) предмет является бытовым оружием, и в практике используется и сегодня для свежевании туш домашних (и не только) животных, особенно на Кавказе;

б) семантическая составляющая декора кинжала имеет воплощённые в реальности образы — это овцы — как один из устойчивых символов в жизни народов Кавказа. Эти животные являются кормильцами, дающими человеку молоко, мясо и шерсть для производства одежды. Волки в составе композиции — такой же реальный объект: с одной стороны — символ охоты на овец, несущий им смерть, и причиняющий ущерб человеческому хозяйству — с другой стороны.


в) было бы опрометчиво сбрасывать со счетов и ритуально-религиозный аспект: ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ОДОМАШНЕННЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ ИЗВЕСТНО ИЗДРЕВЛЕ, И ВСТРЕЧАЛОСЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПОВСЕМЕСТНО.
В ЯЗЫЧЕСКО-ЖРЕЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ живых существ интерпретировалось как посвящение духам данных животных, как акт, попытка задобрить Дух этого вида животных, сделать его благосклонным (например, жертвы делались при падеже скота — чтобы Дух перестал гневаться, или, наоборот,- в качестве «благодарности», «воздаяния» Духу за обильный приплод, размножение и т.д.
Жертвоприношение ИМЕННО ОВЕЦ широко отражено и в христианских религиозных текстах, например: «они победили его кровию Агнца и словом
свидетельства своего, и не возлюбили души своей
даже до смерти.
12:12. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!» (Библия, Новый Завет)
Жертвоприношение в Христианстве
Кстати,
и сегодня, в 21 веке, в православных храмах совершаются «отголоски» прямых кровавых обрядов древности. Разумеется, в метафизическом смысле: адепты религии «причащаются» «телом и кровью Иисуса Христа».
В этом смысле положение людей, считающих кровавые жертвоприношения сугубо пережитком язычества,- весьма и весьма наивно.

Это и есть духовная слепота в попытках отрицания прописных истин, отражённых в открытых канонических текстах христианства. На самом же деле — это лишь банальное отсутствие опыта прочтения библейских сюжетов. Т.е., обычная неосведомлённость в смеси с развитым религиозным фанатизмом.

Разумеется, я имею в виду религиозных фанатиков, не изучавших сути и базиса религии, а не всех христиан в принципе.



Возможно, что, как это бывает — Истина где-то посредине. И  сакралика изображения на рукояти кинжала кроется в тотемных представлениях: например, в связи Духов Волка и Овцы,- как смерти одних, так и жизни других.


пастух с овцам ив горах

пастух с овцам ив горах: фото из открытых источников

Волк ест барана

Пастух и овцы

Пастух и овцы: фото из открытых источников National Geographic


Понравился материал? Поддержите развитие проекта

🌟СТАРКА🌟  Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция,

и интересных публикаций станет больше!