Украшение ювелирных изделий гравированными изображениями в зооморфной тематике встречается в различных мировых культурах, и при этом, данная традиция сохраняется и по сей день: любой желающий в 21 веке может найти в продаже (в интернете, на рынке, в cпециализированных магазинах) перстни, украшенные изображениями птиц, зверей, растений и их различных сочетаний. Если из того что продается — вам ничего не понравилось, то можно обратиться с частным заказом к мастеру ювелиру.
В «старину», когда ещё не существовало сетей ювелирных магазинов и ломбардов, за украшениями обычно обращались именно к ним. В общем, не будет большой ошибкой считать, что традиция наносить на перстни изображения в зооморфной стилистике появилась практически наравне с появлением самих перстней как вида ювелирного украшения.

Целью данного материала не является познакомить читателя со всем многообразием зооморфных орнаментов на украшениях, когда-либо существовавших, или же познакомить его с географией и временными рамками таковых находок.
И, в то же время, автор постарался коснуться этих тем обстоятельно в обобщающем смысле.

Рассмотрим конкретный пример: перстень и кольцо из серебра, с гравированным изображением льва на каждом из предметов —
как типичное проявление «зооморфии» в способе оформления ювелирного украшения.
Фото данных перстней были размещены на немецком аукционе «HERMANN HISTORICA», вместе с их кратким описанием. 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ и Атрибуция 🦋
_______________________________________
На массивной, лицевой стороне щитка 1-го перстня схематично выгравировано и вызолочено изображение льва. Спиральные канавки частично позолочены.

Размеры перстня: высота(длина) 2,8 см.

Второй предмет, кольцо, миниатюрнее перстня, и при этом тоже имеет гравировованное изображение в схожей стилистике исполнения. Само изображение и овальный выступ с лицевой стороны позолочены.

Размеры: высота (длина) 3,1 см. Общий вес обоих изделий 30 гр.

Атрибутированы представителями аукциона как балкано-турецкие перстни 16 века нашей эры.

Серебряные перстни 16 века

Cеребряные перстни 16 (XVI) века с гравированным изображением львов (предположительно Балкано-Турецкие)

Это наводит на мысли о  том, что и перстень, и кольцо могли быть выполнены одним и тем же мастером-ювелиром (например, на заказ).
Оба эти, на первый взгляд, «простые» по идее своей изображения («ну и что тут такого,- лев? Подумаешь!»), являются историко-культурологическим «слепком» своей эпохи.
ЭТИМ БЕСЦЕННЫ…
____________________________________________________________
Они — СОСТОЯВШИЙСЯ ФАКТ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ эпохи, подтверждающий

1) Существование и преемственность традиции тематически-смыслового наполнения ювелирных украшений — колец и перстней.2) Наличие исторически устойчивых АРХЕТИПОВ в картине мира и коллективной культурной памяти каждого конкретного этноса, наследуемых от поколения к поколению, прочно закреплявшихся в том числе на предметах материальной культуры,- и оба рассматриваемых в материале изделия — тому живое свидетельство из «глубины веков».

3) В то же время АРХЕТИПЫ оставались ВАРИАТИВНЫМИ с точки зрения их исполнения на материальном носителе, в нашем случае — это щитки перстней. Перстни с изображениями зверей и птиц, а также сцены взаимодействия человека с ними — существовали в разных культурах в нескольких геополитических локациях «Древнего» и «Средневекового» Мира.

А пестрота, многообразие культур, этносов и социальных групп внутри них, общественно-исторические, гео-политические, культурные, экономические и религиозные факторы — в совокупности определяли РАЗНООБРАЗИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ШКОЛ» ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА, СУЩЕСТВОВАВШИХ ПРАКТИЧЕСКИ ПОВСЕМЕСТНО, где человек был знаком с металлургией.

А он был знаком много где, а где-то уже и очень давно…

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЮВЕЛИРНЫЕ ТРАДИЦИИ-ШКОЛЫ у развитых народов
________________

первично ВОЗНИКАЛИ и РАЗВИВАЛИСЬ как УНИКАЛЬНОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЭПИГРАФИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ,-
с характерными, только этим школам свойственным, сюжетами, смысловой нагрузкой, искусством композиции, техникой нанесения рисунка и его стилем.
И, конечно,
ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА и ТЕХНИЧЕСКИМИ ПРИЁМАМИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ювелирных ИЗДЕЛИЙ в целом…

В силу исторических причин (развитие, процветание и расширение, или, наоборот, ассимиляция, растворение в других народах или и вовсе гибель этносов), ЮВЕЛИРНЫЕ ТРАДИЦИИ ПЕРЕСЕКАЛИСЬ, частично или полностью ПРОНИКАЯ ДРУГ В ДРУГА.

Это, в свою очередь, обусловило МУЛЬТИСЮЖЕТНОЕ СХОДСТВО ИДЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЙ в памятниках МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВА, казалось бы, совершенно чуждых друг другу народов.

И сходство это всё больше нарастало по мере развития глобального человеческого общества — оно стало РЕЗУЛЬТАТОМ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУР,- мирного или насильственно-вынужденного.
_______________
Именно этим ценны простые, незатейливые на первый взгляд «рисунки» из прошлого.

Устойчивые АРХЕТИПЫ-ОБРАЗЫ, почёрпнутые «Древним Человеком» в окружающем его мире (или ставшие таковыми в попытках этот мир объяснить), как-то само собой оказались «Отпечатаны» и на ювелирных украшениях: щитках перстней и колец (а ещё колтах, серьгах, привесках, подвесках, ременных пряжках и бляшках, накладках на одежду, на стенах сооружений, и вообще на любой поверхности, куда технически можно было их нанести). Но СНАЧАЛА они «пропечатали» в коллективную память человечества.
‼
Безусловно, перстни и кольца с изображениями «ТОТЕМНЫХ ЖИВОТНЫХ и ПТИЦ» отчасти свидетельствуют и о наличии… МОДЫ НА КУЛЬТ «ЗВЕРЯ» в оформлении ювелирных изделий такой далёкой, но такой близкой «древности», и, конечно, на преобладание зооморфных сюжетов в исторической культуре человечества…

И, ЧТО УДИВИТЕЛЬНО!
ЗООМОРФНАЯ КУЛЬТ-ТРАДИЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ.
______

Воспринимаемая современными интеллектуальными и духовными оболтусами как «дикость» и «пережитки первобытного мышления»,- Зооморфия ПРОЦВЕТАЕТ, органично вплетённая в канву нашей технократичной эпохи.Ты увидишь её и сегодня, если только захочешь.
____
Она встретит тебя рисунком-татуировкой на открытых руках и ногах летней толпы; стикером на холодильнике, принтом на футболке.
🔮
В наш прогрессивный век с его прогрессивными машинами — идея украшения пространства, вещей и своего тела изображениями животных существ, пожалуй, популярнее даже, чем «при царе Горохе».Почти столько же, сколько человек живёт на Земле как вид,- столько же он себя и украшает чем-то «звериным», передавая традицию из тысячелетий до нашей эры — в 21 век.

Благодаря старинным, порой «грубым», «неказистым», «угловато сделанным», «детским» «рисункам»
на ПРЕДМЕТАХ ИЗ ПРОШЛОГО — СМОТРИТСЯ ЧЕЛОВЕК в Колодец Вечности — НА СЕБЯ НАСТОЯЩЕГО.

Это УДИВИТЕЛЬНО и ПРЕКРАСНО!

Понравился материал? Поддержите развитие нашего проекта

🌟СТАРКА🌟  Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция,

и интересных публикаций станет больше!

 🌟СТАРКА🌟 Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция