На фото — один из изразцов Спасо-Прилуцкого монастыря в Черниговской области Украины, предположительно изображающий льва или мифологическое Существо, похожее на него.

Данное изображение — свидетельство языческих корней в христиано-православной традиции, подтверждающее преемственность закреплённых в культурной памяти народа в качестве аксиологических штампов элементов фольклорной традиции, сюжетных образов, а также способов их отображения в искусстве.

В пришедшем на смену языческой картине мира христианстве культовые образы и, соответственно, их творческое  визуальное воплощение сохранило свою древнеязыческую суть частично или целиком. В декоративно-прикладном искусстве язычников встречаем мы множество существ,  перенятых позже христианством. Таковым является и существо на данном изразце.

Языческие образы в православной традиции: Изразец Спасо-Прилуцкий монастырь, Черниговская область, Украина. Изразцами отделан самый верхний обод башни в Прилуках. Их датируют 17 (XVII) веком.

Языческие образы в православной традиции: Изразец Спасо-Прилуцкий монастырь, Черниговская область, Украина. Изразцами отделан самый верхний обод башни в Прилуках. Их датируют 17 (XVII) веком.

Не только образы и персонажи, элементы, но порой и смысловая канва обрядов были с незначительными изменениями скопированы христианской традицией, поглощённые, и  по сути присвоенные.  Одним из самых красноречивых примеров такой культурной экспансии  является замена понятия «писаных» яиц (или писанок) vk.com/wall-103826834_20364, вытесненное греческо-ивритским словом и понятием «пасха (пасхальные яйца)», при этом во много сохранившее изначальную суть обряда.  Таким же образом частично или полностью были поглощены весенние, летние, осенние и зимние праздники, посвященные божествам различныхых «иерархий»: от высших языческих божеств до полубожеств так называемого «нижнеого» мира, яруса богов. Например, праздники плодородия , традиционно связанные в славянской мифологии с чествованием бога Велеса были заменены богородичными, или праздниками в честь так называемых «святых», назначенных новой религией в качестве покровителей для каждого конкретного занятия или дела. Так, например, появились покровители у моряков, воинов, странствующих путешественников, торговцев и так далее,- свой для каждого вида деятельности, ремесла или занятия.

Что любопытно — так это то, что в новой религии сохранился и такой яркий типично языческий элемент —  как народные приметы, существующие внутри календарных праздников. Калькой с язычества, по сути, являются и народные способы почитания «святых-покровителей», выражавшиеся в виде подношения продуктов питания, драгоценных предметов, металлов и украшений, прежде выражавшееся понятием «жертвы». А в самой христианской традиции и сегодня для выражения действия почитания используется созвучный одноимённый глагол  — «пожертвовать».

✍М. Захаров, Экспедиция ⋆ СТАРКА ⋆

____
📙Справка:

🍀 Благодарим поддерживающих развитие проекта #СТАРКА
yasobe.ru/na/starka#form_submit
#Язычество #НеоЯзычество #Археология #История #ZZZmej #Русь #Этнография